Направления работы

В Центре обеспечивается получение специального образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в возрасте до 18 лет в соответствии с их познавательными возможностями. Обучение детей осуществляется в дошкольных группах и классах в режиме 5-дневной учебной недели, с дневным пребыванием в 10,5 часов и 3-х разовым бесплатным питанием. Также организован подвоз детей. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создана безбарьерная среда: установлены лифт, пандусы, поручни вдоль стен и др. Зачисление в класс, группу ЦКРОиР осуществляется на основании следующих документов: заявления законного представителя воспитанника; медицинской справки о состоянии здоровья, заключения ЦКРОиР. В первый класс ЦКРОиР принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях дети старше 8 лет, которые ранее нигде не обучались. Образовательный процесс осуществляют учитель с высшим специальным (дефектологическим) образованием, воспитатель и музыкальный руководитель в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Занятия проходят как в уютных классах и группах, так и в музыкальном зале, сенсорной и игровой комнатах. Также для детей функционирует библиотека и лекотека. При моделировании образовательной среды в классах, группах весь дидактический и игровой материал доступен для полисенсорного восприятия, систематизирован по смысловой упорядоченности и направлен на развитие нарушенных систем, использование реальных и потенциальных возможностей. Все оформление классов и групп носит развивающий характер.

Образовательный процесс

1. В ЦКРОиР осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.
2. В класс, группу ЦКРОиР принимаются обучающиеся на основании следующих документов:
заявления законного представителя воспитанника;
медицинской справки о состоянии здоровья;
заключения ЦКРОиР.
3. Образовательный процесс в ЦКРОиР организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся определяется учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 6 до 8 часов, 9–10,5 часа, 12 часов.
4. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель дошкольного образования в соответствии с учебным планом ЦКРОиР для воспитанников с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. При организации образовательного процесса учебные занятия в группе проводят:
учитель-дефектолог – по образовательным областям «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Игра»;
воспитатель дошкольного образования – по образовательным областям «Самообслуживание», «Я и мир», «Изобразительная деятельность».
6. Учебные занятия по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников. В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель дошкольного образования.
7. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом.
Коррекционная работа по развитию моторики, формированию и закреплению навыков самообслуживания у воспитанников проводится учителем-дефектологом как индивидуально, так и во время выполнения воспитанниками гигиенических процедур, приема пищи, одевания на прогулку и другой деятельности, предусмотренной режимом дня, а также на музыкально-ритмических занятиях и занятиях по адаптивной физкультуре.
8. В первый класс ЦКРОиР принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях дети старше 8 лет, которые ранее нигде не обучались.
9. В случае если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I–V классов или учащихся V–IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек. 
10. В ЦКРОиР для обучающихся организуются объединения по интересам исходя из их возможностей, желаний и состояния здоровья.
11. Для обучающихся, которые переводятся с условий получения специального образования на дому на обучение в ЦКРОиР или для которых впервые организуется образовательный процесс в условиях ЦКРОиР, по решению психолого-медико-педагогической комиссии предусматривается период адаптации от 1 до 3 месяцев. 
12. Срок получения образования в ЦКРОиР составляет 10лет.
13. Выпускник ЦКРОиР, закончивший обучение, получает свидетельство о специальном образовании.

Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь

1. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлены на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи.

2. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обеспечивают формирование у участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, содействуют предупреждению и преодолению конфликтов между ними, помогают жизненному самоопределению лиц с особенностями психофизического развития и содействуют профилактике у них эмоциональных и поведенческих нарушений.

3. Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи осуществляется в виде:

психологической коррекции;

консультирования;

психологической профилактики;

психолого-педагогического просвещения.

В рамках оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи проводится психологическая диагностика, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения с целью предупреждения или максимального снижения психологического дискомфорта и создания благоприятных условий для их адаптации в новой жизненной ситуации.

Методическая деятельность

1. ЦКРОиР осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед ЦКРОиР.

Содержание методической деятельности обеспечивает:

методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития;

методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста;

оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;

своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;

сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования;

выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

2. Методическая деятельность в ЦКРОиР проводится с целью расширения, обогащения профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников ЦКРОиР, а также с целью разработки индивидуальных учебных программ для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, программ ранней комплексной помощи и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

3. Методическая деятельность по сопровождению интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования, включает оказание методической помощи педагогическим работникам в вопросах:

комплектования и распределения педагогической нагрузки в классах, группах интегрированного обучения и воспитания;

составления учебных планов специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования на текущий год, определения первоочередных задач коррекции физических и (или) психических нарушений применительно к каждому обучающемуся с особенностями психофизического развития;

осуществления динамического наблюдения за познавательным и личностным развитием обучающихся с особенностями психофизического развития в процессе обучения;

налаживания эффективного и дружественного взаимодействия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

4. Областной (города Минска) ЦКРОиР дополнительно решает следующие задачи:

организует и проводит методическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы с членами психолого-медико-педагогических комиссий, учителями-дефектологами, которые обеспечивают оказание ранней комплексной помощи, с заместителями директора по учебно-воспитательной работе районных, городских, районных в городе ЦКРОиР;

организует конференции, семинары, конкурсы, выставки и другие мероприятия по проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

накапливает, систематизирует диагностический инструментарий, разрабатывает рекомендации по его использованию;

организует работу по изучению и обобщению эффективного педагогического опыта работы ЦКРОиР.

Консультативная деятельность

1. В ЦКРОиР организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития, их законными представителями, педагогическими работниками.

2. Консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития проводится:

по запросу законного представителя;

при возникновении трудностей в обучении, межличностном взаимодействии со сверстниками;

после завершения реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи или завершения мероприятий по оказанию коррекционно-педагогической помощи;

при возникновении проблем относительно перспектив социализации, будущей профессиональной деятельности.

3. Консультативная деятельность, которая проводится с законными представителями лиц с особенностями психофизического развития, нацелена на повышение их осведомленности об индивидуальных особенностях обучающихся, гармонизацию детско-родительских отношений в семье, формирование у них готовности к активному участию в работе по оказанию коррекционно-педагогической помощи, а также на повышение ответственности за воспитание детей.

4. Консультативная деятельность с педагогическими работниками учреждений образования проводится по вопросам выявления трудностей в обучении у воспитанников и учащихся, осуществления педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания при реализации образовательных программ специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи.

5. Для руководителей учреждений образования организуются консультации по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, создания адаптивной образовательной среды, необходимой для освоения лицами с особенностями психофизического развития содержания соответствующих их возможностям образовательных программ специального образования, и условий для их социализации и полноценной интеграции в общество.

Ранняя комплексная помощь

1. В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

2. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР создается кабинет ранней комплексной помощи.

В кабинете создается адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.

3. Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем ЦКРОиР.

Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем ЦКРОиР.

4. В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2–3 раза в неделю.

 

Коррекционно-педагогическая помощь и социальная реабилитация

1. ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

2. Зачисление лиц с особенностями психофизического развития для получения коррекционно-педагогической помощи осуществляется по результатам диагностической деятельности государственного ЦКРОиР и на основании заявления их законных представителей.

3. Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося.

4. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается учителем-дефектологом в форме коррекционных занятий индивидуально, с группой или подгруппой лиц с особенностями психофизического развития.

В группы объединяются лица с особенностями психофизического развития со сходными нарушениями и, как правило, одного возраста.

В зависимости от характера нарушения развития могут быть сформированы следующие группы для лиц:

с нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Для лиц с аутистическими нарушениями и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью показаны индивидуальные коррекционные занятия.

Наполняемость группы составляет 5–6 человек, подгруппы – 2–3 человека.

Коррекционные занятия проводятся по расписанию, утвержденному руководителем ЦКРОиР. Периодичность посещения занятий – 2–3 раза в неделю.

5. Содержание коррекционных занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается руководителем ЦКРОиР.

6. Отчисление обучающихся с особенностями психофизического развития из ЦКРОиР может проводиться в течение года в случае, если нарушение развития исправлено или сформированы компенсаторные способности, приведшие к ослаблению выявленного нарушения развития.

7. Работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводят педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР с целью социальной адаптации, улучшения качества жизни, формирования необходимых способностей, умений и навыков у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, обеспечивающих им максимально возможную независимость и самостоятельность в жизни.

Диагностическая деятельность

В ЦКРОиР работает психолого-медико-педагогическая комиссия (далее-ПМПК), которая позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психо-физического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество. 

 
 

Распределение учреждений образования по месту прохождения ПМПК в ЦКРОиР

ПМПК в ЦКРОиР

по адресу, БЛК,33

ПМПК в ЦКРОиР

по адресу, проспект Я.Купалы,48

ПМПК в областном ЦКРОиР по адресу, Гая, 2а

ДУ №: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 18,21,24, 25, 27, 28, 34,37, 39,43, 45,50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 60, 61, 62, 64,67,2, 73, 77, 78, 79, 81, 83, 85,89, 93, 94, 96, 101, 104

СШ №:1, ОНШ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 12, 15,16,14,16, 18, 19, 20, 22, 23, 27, 28, 32, 36, 37, ГСОШИДНЗ,            ГСОШИДНС.          

Гимназии №:  3, 4, 5, 6, ГрГГ

ДУ №: 4, 19, 20,22,23, 30, 31, 32, 35,38, 41,42,46,47, 57, 58, 63, 65,66,68,69, 70, 71, 74, 75, 76, 82, 84, 87,88, 90, 91, 97, 98, 99, 105,106,107, 110

СШ №: 3, 11, 13, 26, 33, 34, 35, 39, 40,41

Гимназии №7, 9

 

ДУ №: 44, 80, 86, 92,95,100, 102, 103, 108

СШ №: 31,38

    

  Психолого-медико-педагогическое  обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:  
1. выписка из медицинских документов;
2. медицинская справка о состоянии здоровья (если ребёнок состоит на учёте у врача-психиатра, либо по направлению ЦКРОиР);
3.психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, которое посещает ребенок, заверенная печатью и подписями директора/заведующего и соответствующих специалистов учреждения образования (характеристика предоставляется как при посещении детского психиатра, так и до проведения ПМПК в ЦКРОиР);
4. результаты продуктивных видов деятельности ребенка:

для детей дошкольного возраста – рисунки, аппликационные поделки и т.д.;

для детей школьного возраста – рабочие тетради по математике, русскому языку и др., контрольные и самостоятельные работы по изучаемым предметам.

 Для организации обучения детей с особенностями психофизического развития на дому:
1. Заключение врачебно-консультационной комиссии.
2. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии(ПМПК).
3. Решение об организации обучения на дому отделами образования, спорта и туризма администраций Ленинского  (ул. Советская, д.14, тел. 72-10-65) и Октябрьского (ул. Гагарина, д.37 тел. 69-71-10) районов г. Гродно.

       

ВНИМАНИЕ!!! Обследование ребенка проводится только в присутствии законного представителя ребенка либо лица, его заменяющего.

1. В государственный ЦКРОиР, координирующий деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, представляются организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений и с согласия законного представителя ребенка сведения о ребенке с особенностями психофизического развития.

2. Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – комиссия).

3. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

выписка из медицинских документов;

медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

4. В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:

изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

определения соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно-нормативному развитию;

оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

5. Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР, содержащее:

описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами комиссии.

6. В рамках диагностической деятельности ЦКРОиР с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. По результатам проведенного обследования оформляется заключение ЦКРОиР на каждого обучающегося, нуждающегося в коррекционно-педагогической помощи, которое направляется в учреждение дошкольного образования и (или) в учреждение общего среднего образования.

         Заключение ПМПК передается в учреждение образования, в которое направлен ребенок.
         В случае несогласия законного представителя с рекомендованной программой его отказ оформляется в  письменной форме согласно ст. 265 Кодекса об образовании Республики Беларусь.