Профилактика насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних

Региональная карта (Гродненская область). Оказание помощи несовершеннолетним, потерпевшим от сексуального насилия и эксплуатации

ПЛАН организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2025 – 2026 годы

Памятка для педагогических работников по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

  • ласка, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, порнографических материалов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  • изнасилование или растление, орально-генетальный контакт;
  • сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
  • «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет;
  • проституция.
  1. Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

 

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • следы побоев, истязания, другие физические повреждения;
  • запущенное состояние несовершеннолетнего (дистрофия, педикулез и т.д.)
  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • синяки и / или кровоподтеки на теле;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • жалобы на воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

 

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

2. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

 

3. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

Действуйте согласно Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком, преступлений против половой неприкосновенности личности ребёнка

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:

 Учреждение образования:

— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

 —руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства, в отдел по образованию, для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

 -провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

 -в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.

 Управление по образованию:

— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

 — при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

Профилактика нарушения половой неприкосновенности несовершеннолетних

1. Что такое нарушение половой неприкосновенности ребенка

Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К данному виду насилия относятся:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;

- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

- введение предметов во влагалище или анус;

- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;

- демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;

- совершение полового акта в присутствии ребенка;

- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;

- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

- патриархально-авторитарный уклад;

- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- мать ребенка чрезмерно занята на работе;

- ребенок долгое время жил без родного отца;

- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

2. «Распознание сексуального насилия над ребенком»

Характер травм и заболеваний:

- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе
нарушение целостности девственной плевы;

- "зияние" ануса;

- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;

- наличие заболевания, передающегося половым путем;

- беременность;

- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;

- нервно-психические расстройства;

- психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения ребенка.

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников.

3. «Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку»

Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая девочка и каждый шестой мальчик подвергаются сексуальному насилию до достижения 18 лет. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие.

Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну.

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:

- угрозы со стороны насильника;

- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и
ребенок может жалеть его;

- жертва может считать себя виновным в насилии;

- ребенок любит насильника или нуждается в нем;

- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании,которое ему уделяет насильник;

- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;

- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

Почему дети должны знать о сексуальном насилии?

Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

Мы не можем избавить мир от сексуальных насильников, но мы можем уменьшить риск для наших детей стать жертвой сексуального насилия, сделать их более защищенными.

Индикаторы сексуального насилия над ребенком требуют объединенной работы ряда специалистов.

Отрицание и недоверие – это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов.

Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность – таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным.

4. Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме того, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия);

Анальные симптомы: повреждения прямой кишки; покраснение ануса; варикозные изменения; ослабление сфинктера; запоры;

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы; расширение влагалища; свежие повреждения (раны, ссадины); сопутствующие инфекции.

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

Наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;

Наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

Наличие передающейся половым путем болезни;

Необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;

Уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез и подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;

Наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену у мальчиков;

Беременность, особенно у младших подростков.

Присутствие любого из вышеупомянутых симптомов не является само по себе указанием на сексуальное насилие. Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов.

5. Поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия:

Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение, особенно у маленьких детей;

Побег из дома – наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста;

Несоответствующее возрастное поведение: присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов;

Внезапное появление проблем, связанных с сексом: необычная сексуальная активность; сексуальное использование младших детей; чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; проституция.

Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения;

Фобии и страхи: боязнь раздеваться; боязнь темноты; боязнь незнакомых, особенно мужчин; страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить их дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней, боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком);

Изменения в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость, изоляция, уход в себя; депрессия, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; истерическое поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля; трудности в общении со сверстниками, избегание общения с прежними друзьями; отчуждение от братьев и сестер; терроризирование младших детей и сверстников; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства ко взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

Глубокие и быстрые личностные изменения: неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение; принятие на себя родительской роли в семье; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей, вплоть до ухода из дома; суицидальные попытки или мысли;

Проблемы с обучением: резкое изменение успеваемости.

У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:

• Потребность в самонаказании, снятии чувства вины: «Я плохой»;

• Способ удостовериться, что «живой»;

• Способ привлечения внимания к своей беде.

6. Существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребенком совершено сексуальное насилие

Эти признаки могут проявляться в детских рисунках. Детали рисунка, которые могут быть признаками совершения над ребенком сексуального насилия:

• Обнаженный человек;

• Путаница в изображении пола или рисунок ребенка другого пола;

• Преувеличение отдельных частей тела, например рта, в ситуации, где имел место оральный секс;

• Пропущенные части тела;

• Трудности в изображении фигуры человека (ребенок может нарисовать животное вместо человека).

7. Трудности, в своевременном выявлении случаев инцеста:

Вообще вопрос, почему детям трудно рассказывать об инцесте, считается очень важным. Причины можно объединить в три основные группы.

Во-первых, дети могут не иметь средств выразить происходящее, или им могут не разрешать это делать. Действительно, дети могут быть слишком малы или вообще не уметь говорить. Могут не иметь подходящего словарного запаса. Если ребенок не доверяет близким взрослым, то он может не знать, куда еще обратиться. Кроме того, дети могли попытаться рассказать об инцесте, но их слова проигнорировали или посчитали, что это неправда.

Во-вторых, дети подвергаются давлению и угрозам ради сохранения тайны происходящего. Здесь надо отметить, чего вообще в нашей культуре не поощряется вынесение сора из избы. А то, что сексуальные злоупотребления резко осуждаются обществом, чувствуют даже самые маленькие. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой стать «крайним» человеком, действия которого принесут семье несчастье (отца посадят, мать узнает, будет мучиться или уйдет). Еще один немаловажный вопрос – как будут воспринимать тебя товарищи и учителя. Безвыходное положение усугубляется отсутствием образцов альтернативного поведения родителей, отсутствием психологических критериев, оценки происходящего.

В-третьих, дети могут не уметь распознать сексуальные злоупотребления, могут быть обманутыми или даже подкупленными чем-то. Речь идет о том, что родитель может представить им сексуальные злоупотребления как часть очень близких отношений, Он может даже сказать, что ради близких отношений надо чем-то пожертвовать. Угроза потерять любимого отца (любовь отца) может соседствовать с достижением статуса любимого ребенка любой ценой.

Из этого перечисления причин видно, что часть ответственности за то, что детям трудно сказать о творящемся в семье, лежит на обществе. Общество должно стать более открытым к вопросам инцеста. Детям легче говорить о сексуальных злоупотреблениях в семье, когда взрослые об этом говорят открыто.

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси

К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.

Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).

Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.

Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.

Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.

Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.

Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.

Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия.

Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.

Каждый десятый ребёнок умирает, многие заканчивают жизнь самоубийством. Практически всегда свести счёты с жизнью ребёнка толкает пережитое насилие — физическое или моральное. Оно оставляет жестокий след на психическом и физическом состоянии ребёнка — у него вырабатывается комплекс вины, он считает себя хуже своих сверстников. Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.

Применительно к данной группе посягательств, предупредительно-профилактическая деятельность включает в себя целый комплекс мер. Во-первых, информационно-разъяснительная, культурно-просветительская работа с населением, несовершеннолетними и жертвами сексуального насилия (распространение письменной информации и разъяснений). Во-вторых, регулярные встречи с учащимися школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования и т.п., направленные на повышение уровня половой просвещенности подростков и предупреждение совершения (ими и в отношении них) аморально-сексуальных поступков. В-третьих, контроль и работа с подростками и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная задача в профилактической работе применительно к половым преступлениям в отношении несовершеннолетних состоит в повышении сознательности общества, осознании источника насилия, проведение просветительских и образовательных программ, а так же в защите прав уязвимой категории лиц. 

Профилактика преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних в сети интернет

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Рассматривается проблема профилактики преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Анализируются предпосылки, способствующие совершению преступлений педофилической направленности, характерных для виртуального пространства. Раскрывается суть понятий «секстинг» и «груминг». Предлагается авторское видение стадий интернет-груминга в отношении несовершеннолетних. Рекомендуются меры профилактики, направленные на снижение риска совершения преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности в сети Интернет.

Ключевые слова: секстинг, груминг, профилактика, половая свобода, половая неприкосновенность.

Борьба с преступлениями, несущими существенную угрозу национальной безопасности, должна вестись с учетом мировых тенденций предупреждения преступлений и соответствовать сложности той или иной сферы общественных отношений, на которую осуществляется посягательство субъектами преступного мира. В частности, такая борьба носит «отсталый» характер и неэффективна ввиду отсутствия современных методов и способов противодействия преступлениям. Одной из сфер жизнедеятельности общества, которая играет значимую роль информационного обмена среди всех слоев населения и не защищена от преступных посягательств, является интернет.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они приобретают опыт», – сказано во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) [1]. Однако «для многих детей реальности детства совершенно другие» (п. 3 названной декларации).

Каждый день огромное количество детей подвергается опасностям, одной из которых является их сексуальная эксплуатация в самых изощренных формах, и все чаще открытым остается вопрос об эффективности защиты половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Последние пятнадцать лет количество сексуальных преступлений против детей растет очень быстрыми темпами. Например, в США в 1994 г. официально зарегистрировано 40 тыс. рассматриваемых групп преступлений, в 2006 г. их количество достигло катастрофических 500 тыс. Таким образом, динамика роста такого рода преступлений показывает увеличение их численности более чем в 12 раз. При этом именно США активнее всего борятся с педофилами; имеют многочисленные хорошо подготовленные специальные подразделения; используют самые современные и жесткие методы борьбы. Кроме длительных сроков лишения свободы американским педофилам грозит химическая кастрация, обязательное ношение одежды с надписью «я педофил» в тюрьмах, специальные браслеты, сигнализирующие полиции о месте нахождения преступника [2]. Президент и основатель организации «Метер» (неправительственная итальянская организация по защите детей от сексуальных злоупотреблений) священник Фортунато Ди Ното подчеркивает, что сегодня проблема сексуальной эксплуатации несовершеннолетних приобрела глобальные масштабы. Прежде всего, виртуальная педофилия охватила Европу: более 50 % всех сайтов «заражены» запрещенными материалами с присутствием детей. На первом месте в мире по педопорнографии находится Россия, на втором – Япония, на третьем – Индия [3]. В Беларуси согласно статистическим данным МВД, например, за период с 2013 г. количество преступлений, связанных с педофилией, увеличилось в 2 раза: 2013 г. – 110 официально зарегистрированных преступлений (56 тяжких), 2015 г. – 219 (126 тяжких).

Почему явление педофилии более часто отмечается в тех странах, где с ней больше всего борятся: в странах, экономически развитых и развивающихся, социально благополучных? Одним из факторов, способствующих распространению педофилии, является использование детьми неограниченного информационного ресурса – интернета, где без определенного контроля со стороны родителей ребенок легко может стать жертвой преступника.

В последнее время приобретают широкие масштабы феномены «секстинга» и «груминга». Первый подразумевает производство, часто при этом неосознанное, фото- и видеоматериалов интимного содержания. Но при этом одной из наиболее распространенных опасностей для детей в Глобальной сети является интернет-груминг.

Понятие «груминг» (от англ. «grooming» – уход, забота) связано с интернетом и детьми, его значение и смысл необходимо знать каждому родителю. Наиболее распространенная трактовка дефиниции – тактический подход взрослого человека к несовершеннолетнему, как правило, с сексуальными целями. Слово передает основную суть метода «интернет-хищников»: вызвать у ребенка ощущение, что о нем заботятся, им искренне интересуются, т. е. сформировать в его подсознании ощущение психологической зависимости [4].

До сих пор в традиционном оффлайновом мире рассматриваемому типу преступников требовалось потратить несколько месяцев для того, чтобы «втереться в доверие» к своим жертвам: преступники даже знакомились с их семьями, дабы не вызывать подозрения. И здесь особую роль «играет» интернет: цепочка сокращается, и все процессы упрощаются [5]. Таким образом, процесс «противоправной» коммуникации с детьми стал проще, но одновременно осложнился процесс предупреждения и профилактики правоохранительными органами преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности.

С учетом вышесказанного была выработана схема действий преступных элементов в трех этапах.

Первый этап (подготовительный): используя личный заполненный профиль, преступник традиционно осуществляет поиск подходящей жертвы через учетные записи детского форума или социальной сети, наиболее популярные чаты; он собирает массив информации о ребенке с предварительным прочтением и анализом его персональной страницы, блога, страниц его друзей. При этом педофилы обычно владеют информацией о последних молодежных тенденциях в мире моды, музыки, спорта, что позволяет им подражать ребенку или человеку, любящему детей и разделяющему их интересы [5]. Далее злоумышленник осуществляет знакомство посредством отправки личного сообщения с содержанием, заведомо заинтригующим ребенка, предлагает дружбу и продолжает общение на интересные для ребенка темы [5].

Второй (соблазнение и преследование), осуществляется различными способами: интернет мошенник начинает общение с обещаний и иллюзий, при этом дарит подарки, деньги, билеты на транспорт, предлагает развлечения. Так, несовершеннолетний завлекается в то пространство (виртуальное или реальное), где интернет-хищник совершает сексуальное насилие, разврат и иные противоправные действия, направленные против половой свободы и половой неприкосновенности.

Третий (завершающий): лицо, склонное к преступлениям педофилической направленности, доводит свои действия до конечной, продуманной на первом и втором этапах цели. Здесь завершающая стадия интернет-груминга имеет в своем развитии два варианта: реальная встреча в установленном месте с последующим сексуальным насилием или иными сексуальными контактами, и виртуальная встреча, где события фотографируются или снимаются на видео самим несовершеннолетним, где интернет-хищник может принудить ребенка создавать изображения сексуального характера со своим участием, участием своих друзей или принять участие в действиях сексуального характера, используя веб-камеру для их трансляции.

В научных интернет-порталах нередко можно встретить классические этапы преступлений исследуемого типа:

предложение дружбы;

установление крепких дружественных связей;

оценка риска (преступник просит уточнить местонахождение компьютера ребенка, информацию о доступе к нему еще кого-то, чтобы оценить риск быть обнаруженным); исключительное положение (преступник будет выстраивать с ребенком отношения, основанные на взаимной любви и доверии, и скажет ребенку, что с ним может обсуждать любые темы); ведение сексуального разговора (преступник вовлекает ребенка в разговор и в результате

просит прислать свои откровенные фотографии. На этом этапе педофил будет пытаться договориться с ребенком о встрече «в реале») [5].

Большинство несовершеннолетних, вовлеченных в рассматриваемые виды преступных отношений, в определенной степени характеризуются недостатком эмоциональной зрелости или имеют низкую самооценку, что может сделать их уязвимыми к такому роду манипуляциям и запугиваниям. Как правило, они могут не торопиться рассказать взрослым о своих встречах, испытывая страх потерять доступ в интернет. В некоторых случаях несовершеннолетние запуганы, и им приказано держать эту связь или то, что случилось, в тайне.

Дети все больше времени проводят в интернете, чем активно пользуются злоумышленники, умеющие входить в доверие. Например, на шесть с половиной лет лишения свободы осужден актер минского театра, который в социальных сетях представлялся 12-летней девочкой и знакомился со «сверстницами». Используя свое актерское мастерство, сначала уговаривал жертву позировать перед монитором и снимал все через веб-камеру, а затем путем шантажа и угроз требовал продолжения съемок вживую. По аналогичному сценарию до момента задержания действовал и программист столичной фирмы. Он знакомился с жертвами под видом малолетнего мальчика, переписывался с юношами и совращал их, показывая детское порно; при встрече предъявлял компромат и совершал реальные преступления [5].

Таким образом, можно заключить следующее:

существует прямая зависимость развитости стран, количества несовершеннолетних пользователей в сети Интернет на душу населения с количеством официально зарегистрированных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности. Чем стремительней будет расти количество несовершеннолетних интернет-пользователей и будет снижаться их возрастной порог получения доступа к гаджетам с выходом в виртуальное пространство без должного контроля со стороны родителей, тем вероятней риск вовлечения детей в качестве жертв в сексуальные преступления;

интернет-груминг является своеобразным плацдармом, способствующим совершению преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Практически все дети с самого раннего детства пользуются интернетом без ограниченного контроля со стороны родителей, что позволит преступникам беспрепятственно совершать противоправные действия. До 80 % преступлений, связанных с изготовлением и распространением детской порнографии, осуществляется с помощью интернета. Педофилы-агрессоры значительную часть своих преступных деяний совершают с использованием высоких технологий. Для получения доступа и возможности регистрации на закрытых форумах нужно доказать, что он равный среди равных, и в качестве визитной карточки представить видео с совершаемыми им преступлениями [6];

в обществе с учетом все чаще встречающихся в средствах массовой информации случаев совершения преступлений педофилической направленности с помощью сети Интернет давно назрел вопрос установления ответственности за интернет-груминг. На законодательном уровне необходимо установление уголовной ответственности за рассматриваемые противоправные деяния. Таким образом, преступление будет окончено с момента назначения реальной встречи в установленном месте в сети Интернет, а также с момента принуждения ребенка создавать изображения сексуального характера со своим участием, участием друзей или принятием участия в действиях сексуального характера со всеми сопровождающимися запретными особенностями. Именно такой шаг в законотворческой деятельности позволит активно вести профилактику и осуществлять предупреждение преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних с помощью интернета;

назрела необходимость создания электронной базы данных для постановки на специальный учет лиц, о которых поступила даже «незначительная информация» о попытках интернет-груминга в отношении несовершеннолетних, склоняемых к сексуальным преступлениям, и последующего профилактического контроля со стороны населения и территориальных органов внутренних дел;

актуален вопрос информационного просвещения детей в школе с привлечением родителей;

просвещения их в вопросах безопасности и конфиденциальности паролей компьютера, фотографий, информации, которую можно размещать в своих аккаунтах, беседы о значимости надежной защиты компьютера хорошим антивирусом, о запрете переписываться с малознакомыми людьми и скачивать файлы, полученные от малознакомых людей.

Лекционный материал по вопросам профилактики преступлений против половой неприкосновенности

 

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для родителей.

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1) физические признаки:

- боль при сидении, ходьбе;

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

- гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

- жалобы на боль и зуд в области гениталий;

- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

- недержание мочи;

- наличие инфекций, передающихся половым путем;

- беременность;

2) изменения в выражении сексуальности:

- кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

- необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

- повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

- склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

- имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

- соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

- внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

- отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

- утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

прогулы занятий в учреждении образования;

- внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

- отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома подростков);

5) изменения самосознания:

- снижение самооценки;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

суицидальные разговоры и попытки;

6) невротические и психосоматические симптомы:

- обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

- сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

- боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи;

- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Важно вовремя увидеть признаки насилия в отношении ребенка. Но не менее важно знать как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии. Хотелось бы остановиться на основных советах для родителей в этих случаях.

  • Отнеситесь к тому, что рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните ребенку, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите его, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности»). Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.

Чего не стоит делать:

  • не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  • не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Из вышесказанного необходимо сделать вывод, что важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Следует рассказывать детям о том, что не стоит стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти, а на улице должен находиться в кругу друзей и не позже 23:00.

Если у подростка возникли подозрения относительно какого-то незнакомца, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). С использованием телефона следует сделать вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Об этом стоит сказать громко, в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять.

Преступники применяют не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Необходимо нацеливать ребенка, чтобы он рассказывал родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

 

При проведении выступлений и тренингов рекомендуется приводить примеры выявленных противоправных действий в сфере половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершенных в районе или республике, а также мерах, принятых к злоумышленнику, но ни в коем случае не следует упоминать персональные данные потерпевших.

 

Примеры некоторых наиболее резонансных преступлений.

 

В г. Заславле Минской области задержан неработающий столичный житель, обосновавшийся в близлежащем дачном массиве, который, используя вымышленные аккаунты в социальных сетях, под видом руководителя выдуманного им детского военно-патриотического лагеря, а также по совместительству «агента спецслужб», вступал в переписку с мальчиками школьного возраста и под предлогом «проверки мужественности и выносливости» завлекал на личные встречи в лесном массиве, где совершал с детьми насильственные действия сексуального характера. Изобличение и задержание педофила стало возможным исключительно благодаря тому, что очередной мальчик своевременно сообщил о переписке своему отцу, оказавшемуся сотрудником милиции. Установлены три жертвы. Виновный осужден к 11 годам лишения свободы.

 

Несколько лет назад пресечена противоправная деятельность жителя г. Минска, работавшего исполнительным директором крупного субъекта хозяйствования негосударственной формы собственности, который на протяжении 1,5 лет, используя вымышленные аккаунты в социальных сетях, вступал в переписку с девочками заведомо несовершеннолетнего возраста, в т.ч. малолетними, и предлагал им заниматься проституцией под его контролем, после чего под видом клиента сам вступал с ними в половую связь за денежное вознаграждение. В отношении последнего возбуждено 42 уголовных дела. По результатам рассмотрения уголовных дел судом злоумышленник приговорен к наказанию в виде 11 лет лишения свободы.

 

В Горецком районе Могилевской области задержан приемный отец-воспитатель, призер районного уровня и номинант областного уровня в конкурсе «Лучшая приемная семья», который на протяжении 7 лет многократно совершал различные преступления против половой неприкосновенности в отношении малолетней приемной дочери, а также использовал девочку в изготовлении детской порнографии. Возбуждено 30 уголовных дел, педофил осужден к 20 годам лишения свободы.

 

В г. Минске задержан врач-онколог крупного медицинского учреждения, который на протяжении нескольких лет на официальных основаниях с полного ведома и согласия родителей вывозил группы малолетних и несовершеннолетних пациентов для реабилитации в Европу, где, вводя их в беспомощное положение сильнодействующими медицинскими препаратами, совершал с ним насильственные действия сексуального характера. Установлены десятки потерпевших детей. Возбуждено 8 уголовных дел. Виновный осужден к 8 годам лишения свободы.

 

В г. Дрибине Могилевской области задержана семейная пара, которая на протяжении 3 лет многократно совершала различные насильственные действия сексуального характера в отношении своих 2-х малолетних детей и несовершеннолетней дочери, которых также использовали в изготовлении детской порнографии. Возбуждено 28 уголовных дел. Родители осуждены к 13 и 10 годам лишения свободы.

 

В Слуцком районе задержан начальник летнего детского оздоровительного лагеря «Олимпиец», который в период с 2013 по 2016 годы совершал насильственные действия сексуального характера в отношении 5 малолетних девочек. Возбуждено 5 уголовных дел. Виновный осужден к 11 годам лишения свободы.

 

В г. Крупки Минской области задержан заведующий педиатрическим отделением УЗ «Крупская ЦРБ», который на протяжении 7 лет, уединяясь в служебном кабинете с малолетними пациентами под предлогом медосмотра, совершал различные насильственные действия сексуального характера и изготавливал детскую порнографию. Возбуждено 36 уголовных дел. Обвиняемый осужден к 9,5 годам лишения свободы.

 

В г. Орше задержан помощник врача УЗ «Оршанская центральная поликлиника № 3», который начиная с 1994 года путем привлечения доступностью алкоголя и табачных изделий систематически совершал половые сношения и различные действия сексуального характера с несовершеннолетними мальчиками. Возбуждено 36 уголовных дел, установлены не менее 80 жертв преступной деятельности фигуранта. Виновный осужден к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы.

 

 

МВД Республики Беларусь

Памятка "Как предупредить насилие над детьми"

Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!
Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участие взрослых членов семьи к детям.
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов.
Читайте вместе с детьми.
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».
В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт».
Помните о личном примере.
Будьте во всём образцом своим детям!

Основные формы жестокого обращения с детьми

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие –периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Последствия жестокого обращения,

пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности:

 

Возраст

Реакция на психологическую травму

Дети от 0 до 3-х лет

Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

Дошкольники

 (3-6 лет)

Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Пассивная реакция на боль, болезненное отношение к критике, замечаниям, негативизм, лживость, воровство, агрессия.

Дети младшего школьного возраста

(7-11 лет)

Страхи, чувство стыда, недоверие к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение.

 

Какой урок выносит ребенок из жестокости?

  • Ребенок не заслуживает уважения.
  • От взрослых нет защиты.
  • Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
  • Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
  • Насилие – это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  • Отрицание чувств – нормальное здоровое явление.
  •  

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

  1. Насмешками над слабыми и беззащитными.
  2. Драками с одноклассниками.
  3. Унижением девочек, символизирующих мать.
  4. Плохим отношением к учителю.
  5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
  6. Суицидальные попытки.
  7.  

Домашнее насилие над несовершеннолетними

Насилие над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Актуальность вопроса существует для многих стран, в том числе и для Беларуси. Количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Проблема насилия над детьми существует достаточно давно. Однако долгое время она не подвергалась обсуждению, ведь считалось, что это лишь дело отдельно взятой семьи и выносить ее на обозрение социума неприемлемо. К счастью, общество начинает осознавать весь жестокости по отношению к детям. Перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Детям, которые подвергаются жестокому обращению со стороны родителей, достаточно сложно проходить процесс социализации личности. Существует реальная угроза их здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию, а также жизни в целом.

Что следует понимать под жестоким обращением?

Под жестоким обращением понимаются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка. Таким образом, жестокое обращение включает в себя не только насилие над несовершеннолетними, имеющее физический (избиение, истязание, удары, пощечины, попытки удушения или утопления ребенка и др.), сексуальный характер (демонстрация ребенку половых органов, все виды сексуальных контактов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок), но и психологический (угрозы, запугивание, изоляция, неприятие и постоянная критика, унижение и т.д.). Сюда также относят пренебрежение основными нуждами ребенка (санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, постоянный голод или жажду и др.).

 Эмоциональные реакции детей на насилие или жестокость

Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей, применявших насилие.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», – чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое время расставаться со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может обращаться негативное внимание, когда они воспроизводят насилие, свидетелями которого были.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд. Чувствительность к позору насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для более старших детей.

Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в дальнейшем.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищённости, не теряет актуальности. Своевременное выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, способствует оперативному принятию мер со стороны учреждений образования, органов внутренних дел по защите несовершеннолетних от физического, психического (эмоционального), сексуального насилия.

В Алгоритме дано определение понятия «насилие», видов насилия, признаков насилия, раскрыты особенности взаимоотношений в семье, в которой наблюдается насилие, и перечень принимаемых мер при выявлении признаков насилия.

поделиться в: