ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 июля 2011 г. № 90
Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении
На основании абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить прилагаемое Положение о специальном дошкольном учреждении.
- Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр |
С.А.Маскевич |
СОГЛАСОВАНО Министр здравоохранения Республики Беларусь В.И.Жарко 07.06.2011 |
СОГЛАСОВАНО Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь М.А.Щеткина 23.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Министр финансов Республики Беларусь А.М.Харковец 06.06.2011 |
СОГЛАСОВАНО Министр экономики Республики Беларусь Н.Г.Снопков 23.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Брестского областного исполнительного комитета К.А.Сумар 07.06.2011 |
СОГЛАСОВАНО Первый заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета В.Г.Новацкий 04.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Гомельского областного исполнительного комитета В.А.Дворник 09.06.2011 |
СОГЛАСОВАНО Председатель Гродненского областного исполнительного комитета С.Б.Шапиро 07.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Минского областного исполнительного комитета Б.В.Батура 07.06.2011 |
СОГЛАСОВАНО Председатель Могилевского областного исполнительного комитета П.М.Рудник 06.06.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Минского городского исполнительного комитета Н.А.Ладутько 09.06.2011 |
|
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 № 90 |
ПОЛОЖЕНИЕ о специальном дошкольном учреждении
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение определяет порядок деятельности специального дошкольного учреждения.
- Настоящее Положение обязательно для применения в части организации образовательной деятельности иными учреждениями образования, организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующими образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не установлено иное, – специальное дошкольное учреждение).
- В специальном дошкольном учреждении реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – программы специального образования), программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться программа дополнительного образования детей и молодежи.
- К специальным дошкольным учреждениям относятся:
специальный ясли-сад;
специальный детский сад;
республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Специальный ясли-сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста, в котором реализуются образовательные программы специального образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
Специальный детский сад – специальное дошкольное учреждение для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста, в котором реализуются образовательные программы специального образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
Республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха – специальное дошкольное учреждение с круглогодичным режимом пребывания для лиц с особенностями психофизического развития дошкольного возраста с нарушением слуха, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
Решение об изменении вида специального дошкольного учреждения принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности следующих условий:
обоснования необходимости изменения вида учреждения образования;
соответствия учреждения образования критериям заявляемого вида;
согласования с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (для специальных дошкольных учреждений республиканской формы собственности), соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом (для специальных дошкольных учреждений коммунальной формы собственности), Министерством образования Республики Беларусь (для специальных дошкольных учреждений, не подчиненных Министерству образования Республики Беларусь).
- Участниками образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования в специальном дошкольном учреждении являются:
воспитанники с особенностями психофизического развития;
законные представители воспитанников с особенностями психофизического развития;
педагогические работники специального дошкольного учреждения.
- В специальное дошкольное учреждение принимаются воспитанники с особенностями психофизического развития из числа несовершеннолетних граждан Республики Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, на основании:
заявления законного представителя воспитанника;
медицинской справки о состоянии здоровья;
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
направления в государственное учреждение дошкольного образования для освоения содержания образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.
- Специальные дошкольные учреждения в зависимости от физических и (или) психических нарушений создаются для воспитанников:
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
с интеллектуальной недостаточностью.
- Специальное дошкольное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Положением, уставом специального дошкольного учреждения.
- Специальное дошкольное учреждение может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.
Деятельность обособленных подразделений и структурных подразделений специального дошкольного учреждения регулируется положениями об обособленных подразделениях и о структурных подразделениях, уставом специального дошкольного учреждения, иными актами законодательства.
- Специальное дошкольное учреждение может быть государственным или частным.
- Создание, реорганизация, ликвидация специального дошкольного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством.
- Специальное дошкольное учреждение ведет делопроизводство в порядке, установленном законодательством.
- Специальное дошкольное учреждение может участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, установленном законодательством.
- Питание детей в специальном дошкольном учреждении организуется в порядке, установленном законодательством.
- Обеспечение специального дошкольного учреждения учебными изданиями осуществляется в соответствии с законодательством.
- Оказание медицинской помощи воспитанникам в специальном дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с законодательством.
- Специальное дошкольное учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- Специальное дошкольное учреждение создается с целью получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования, разностороннего развития и социализации воспитанников с особенностями психофизического развития раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
- Основными задачами специального дошкольного учреждения являются:
обеспечение получения специального образования лицам с особенностями психофизического развития на уровне дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений;
социальная реабилитация воспитанников с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;
подготовка воспитанников с особенностями психофизического развития к получению образования на уровне общего среднего образования, включению их в среду сверстников, не имеющих особенностей психофизического развития, обеспечение их максимально возможной социальной адаптации и интеграции в обществе;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития воспитанников, воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям.
- Для достижения своих задач специальное дошкольное учреждение выполняет следующие функции:
организует обучение и воспитание воспитанников с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования;
реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, может реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;
создает специальные условия для получения образования и коррекции имеющихся физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития;
обеспечивает охрану, защиту и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;
обеспечивает воспитанников с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной психолого-педагогической помощью;
формирует позитивное общественное мнение в отношении лиц с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе;
проводит работу по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;
организует оказание медицинской помощи воспитанникам;
развивает компенсаторные способности, исправляет и (или) проводит работу по ослаблению нарушений в психофизическом развитии воспитанников;
проводит консультативную работу с законными представителями по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с особенностями психофизического развития.
- Специальное дошкольное учреждение кроме основных функций, перечисленных в пункте 20 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, может осуществлять:
организацию образовательного процесса в санаторно-курортных и оздоровительных организациях при направлении в санаторно-курортные и оздоровительные организации групп детей;
организацию получения специального образования на дому воспитанниками с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования;
организацию обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, которые осваивают содержание образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования и которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения;
организацию обучения по индивидуальным учебным планам и индивидуальным программам;
инновационную и экспериментальную деятельность.
- Специальное дошкольное учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- При организации образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении воспитанники объединяются в группы:
первого раннего возраста (до одного года);
второго раннего возраста (от одного года до двух лет);
первую младшую (от двух до трех лет);
вторую младшую (от трех до четырех лет);
среднюю (от четырех до пяти лет);
старшую (от пяти до семи (восьми) лет);
разновозрастную (от одного года до семи (восьми) лет).
- Комплектование групп осуществляется на основе заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с особенностями психофизического развития в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями к получению специального образования, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
- Наполняемость групп в специальном дошкольном учреждении определяется согласно пункту 10 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
В специальном дошкольном учреждении по решению учредителя может быть установлена меньшая наполняемость групп.
- При организации образовательного процесса создаются специальные условия.
К специальным условиям относятся:
организация педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации;
обучение по учебным планам специального образования (далее – учебные планы), учебным программам по образовательным областям (далее – учебные программы), программам коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования (далее – программы коррекционных занятий) с использованием соответствующих учебных изданий, методик преподавания образовательных областей;
создание адаптивной образовательной среды.
- Организация образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов, учебных программ, программ коррекционных занятий.
Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебных программ, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.
- Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования в специальном дошкольном учреждении организуется на белорусском или русском языке.
Язык обучения и воспитания (белорусский или русский) определяется учредителем специального дошкольного учреждения с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.
- Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения обеспечивают организацию образовательного процесса с воспитанниками на основании соответствующего учебного плана, учебной программы, программ коррекционных занятий.
- Образовательный процесс осуществляется круглогодично.
- В специальном дошкольном учреждении устанавливаются каникулы. Общая продолжительность каникул составляет сто десять дней: летние – девяносто календарных дней, зимние – десять календарных дней, весенние – десять календарных дней. В зависимости от тяжести физических и (или) психических нарушений при организации образовательного процесса могут устанавливаться дополнительные (осенние) каникулы продолжительностью не более 10 дней.
В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
- Время пребывания воспитанников в специальном дошкольном учреждении определяется учредителем специального дошкольного учреждения в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов (группы кратковременного пребывания), 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.
- Образовательный процесс осуществляется в группах и (или) индивидуально.
- Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие (далее – занятие).
- Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Расписание занятий утверждается руководителем специального дошкольного учреждения.
- Проведение занятий в специальном дошкольном учреждении осуществляется преимущественно в первую половину дня. Во вторую половину дня могут проводиться индивидуальные и групповые занятия по интересам, занятия физической культурой и музыкальные занятия, творческие и подвижные игры, экскурсии, тематические праздники.
- При организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания с воспитанниками проводится работа по своевременной социализации в коллективе сверстников и взрослых, формированию основ готовности к обучению на следующем уровне образования. Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от пожеланий законных представителей воспитанников.
- Продолжительность перерывов между занятиями определяется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
- В специальном дошкольном учреждении в целях социальной адаптации воспитанников и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи.
Социально-педагогическая поддержка воспитанников и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой специального дошкольного учреждения.
- Подвоз воспитанников из числа лиц с особенностями психофизического развития в специальное дошкольное учреждение на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно организуется местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном актами законодательства.
- В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха:
комплектование групп осуществляется с учетом степени реабилитации воспитанников (качества слухопротезирования, уровня развития речи);
образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;
образовательный процесс организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе;
образовательный процесс с обучающимися с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие с потерей слуха в пределах 70–90 децибел) организуется на белорусском или русском (письменная, устная, дактильная формы) и жестовом языках;
образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (сурдопедагог) и воспитатель.
- В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения:
образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;
образовательный процесс организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, в том числе информационных коммуникационных ресурсов, для незрячих – и на основе рельефно-точечной системы Брайля, для слабовидящих – и по учебным пособиям, издаваемым увеличенным шрифтом;
образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель.
- В специальном дошкольном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи:
образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;
создается соответствующая адаптивная образовательная среда (речевой режим, обеспечение звукоизоляции в кабинетах для логопедических занятий и др.);
образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель.
- В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении):
образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;
образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.
- В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;
создается адаптивная образовательная среда (безбарьерная среда, обеспечивается использование специализированных информационных коммуникационных ресурсов, организуется соответствующий режим двигательной активности);
работу по коррекции физических и (или) психических нарушений развития воспитанников, созданию адаптивной образовательной среды, подбору приспособлений и специализированных информационных коммуникационных ресурсов с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника осуществляют специалисты: инструктор-методист физической реабилитации (инструктор по лечебной физкультуре, эрготерапевт), учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог и другие работники.
- В специальном дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью:
образовательный процесс с воспитанниками организуется по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, соответствующей учебной программе и программе коррекционных занятий;
образовательный процесс осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель.
- В специальном дошкольном учреждении с целью оказания логопедической помощи воспитанникам с нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющим нарушения речи, открывается ставка учителя-дефектолога (учителя-логопеда). Основной формой оказания логопедической помощи являются занятия по исправлению нарушений речи воспитанников, которые осуществляются в группе или индивидуально.
Группы для проведения занятий по исправлению речи комплектуются учителем-дефектологом (учителем-логопедом) с учетом возраста воспитанников, характера и степени тяжести нарушения речи.
Занятия проводятся учителем-дефектологом (учителем-логопедом) по расписанию, которое утверждает руководитель специального дошкольного учреждения.
- Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.
ГЛАВА 4 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- Специальное дошкольное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством.
- Специальное дошкольное учреждение в соответствии с законодательством имеет право:
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.
Иные права учреждения образования устанавливаются актами законодательства, уставом специального дошкольного учреждения.
- Специальное дошкольное учреждение обязано обеспечивать:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для воспитанников, правил внутреннего трудового распорядка специального дошкольного учреждения;
моральное и материальное стимулирование воспитанников, педагогических и иных работников специального дошкольного учреждения;
меры социальной защиты воспитанников;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) воспитанников;
ознакомление законных представителей воспитанников при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
Иные обязанности учреждения образования устанавливаются актами законодательства, уставом специального дошкольного учреждения.
ГЛАВА 5 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- Воспитанники имеют право на:
получение образования по учебным планам и учебным программам в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения;
обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у них нарушений;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов специального дошкольного учреждения;
подвоз воспитанников в специальное дошкольное учреждение на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно;
бесплатное пользование учебными пособиями.
- Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения имеют право на:
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания и обучения, учебных изданий и средств обучения;
повышение квалификации в порядке, установленном законодательством.
- Педагогические и иные работники специального дошкольного учреждения обязаны:
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
осуществлять образовательную деятельность с учетом познавательных возможностей воспитанников в адекватной их здоровью среде обучения;
осуществлять свою деятельность с соблюдением прав воспитанников с особенностями психофизического развития при гуманном к ним отношении;
осуществлять свою деятельность во взаимодействии с организациями здравоохранения.
- Законные представители имеют право на:
защиту прав и законных интересов воспитанников;
получение полной и достоверной информации о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития и его результатах;
присутствие при проведении психолого-медико-педагогического обследования воспитанника с особенностями психофизического развития;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной, воспитательной и коррекционно-педагогической деятельности;
присутствие на занятиях;
получение консультаций и посещение организуемых специальным дошкольным учреждением занятий в целях приобретения специальных знаний по вопросам воспитания и обучения воспитанников с особенностями психофизического развития;
ознакомление при зачислении в специальное дошкольное учреждение со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, учебно-программной документацией.
- Законные представители обязаны создать необходимые условия для развития, обучения и воспитания, получения специального образования воспитанниками с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, укрепления здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество.
- Иные права и обязанности участников образовательного процесса устанавливаются иными актами законодательства, учредительными документами, иными локальными нормативными правовыми актами специального дошкольного учреждения.
ГЛАВА 6 УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
- Управление специальным дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством, настоящим Положением, его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
- Непосредственное руководство специальным дошкольным учреждением осуществляет его руководитель (директор, заведующий).
- Руководитель специального дошкольного учреждения назначается на должность и освобождается от должности его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
- Руководитель специального дошкольного учреждения в своей деятельности по управлению этим специальным дошкольным учреждением взаимодействует с органами самоуправления специального дошкольного учреждения.
- Основным органом самоуправления специального дошкольного учреждения является совет, возглавляемый его руководителем.
- В специальном дошкольном учреждении создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
Деятельность совета специального дошкольного учреждения, педагогического совета, попечительского совета, родительского комитета осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.
ГЛАВА 7 ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- Финансирование государственных специальных дошкольных учреждений осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, а также за счет средств от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
- Финансирование частных специальных дошкольных учреждений осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
- Специальные дошкольные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.
Приносящая доходы деятельность не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет республиканского и (или) местных бюджетов.
- Средства, получаемые специальным дошкольным учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством и уставом учреждения.
- Материально-техническая база специального дошкольного учреждения формируется его учредителем в соответствии с требованиями законодательства.
- Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с требованиями законодательства.