Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 270. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
"1.Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – учреждение специального образования, в котором организуется оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогической помощи, реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, обеспечиваются меры по их социализации и интеграции в общество, овладению жизненными компетенциями, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
Ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление детей с нарушениями развития и риском их появления, обследование, реабилитацию, коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье, учреждении образования, организации здравоохранения.
Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляет также диагностическую деятельность, создает банк данных о детях с особенностями психофизического развития, координирует деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно территориальной единицы.
2. В центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации могут создаваться структурные подразделения: диагностико-консультативное отделение, отделение ранней комплексной помощи, пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр, иные структурные подразделения.
3. В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования. Состав и порядок деятельности психолого-медико-педагогической комиссии определяются Министерством образования.
По результатам психолого-медико-педагогического обследования оформляются протокол обследования и заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Заключение содержит рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе, оказании ему коррекционно-педагогической помощи, о типе или виде учреждения образования, создании специальных условий для получения образования.
Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития в соответствии с рекомендациями, содержащимися в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя.
Законному представителю ребенка с особенностями психофизического развития в случае его несогласия с рекомендациями государственного центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – членами психолого-медико-педагогической комиссии.
4. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получают образование лица с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Порядок отнесения видов нарушений в физическом и (или) психическом развитии к тяжелым и множественным определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
5. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть создан кабинет учебного оборудования.
6. В государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, координирующий деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы, организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных нарушений в физическом и (или) психическом развитии с согласия законного представителя ребенка представляются сведения о ребенке с особенностями психофизического развития."
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок функционирования центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).
2. ЦКРОиР – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
3. ЦКРОиР может быть государственным и частным. ЦКРОиР создается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Решение о реорганизации и ликвидации государственного ЦКРОиР принимается его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
4. ЦКРОиР является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящего Положения, иных актов законодательства Республики Беларусь, устава, утверждаемого учредителем.
5. ЦКРОиР в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обеспечивает:
организацию питания для обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;
охрану здоровья обучающихся с особенностями психофизического развития;
подвоз на специально оборудованном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно обучающихся с особенностями психофизического развития.
6. ЦКРОиР имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. ЦКРОиР имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями.
8. Виды деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение (лицензия), осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
9. ЦКРОиР ведет архивные дела и делопроизводство в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В своей работе ЦКРОиР использует отдельные документы, образующиеся в деятельности ЦКРОиР, типовые формы которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.