Оказание социально-педагогической и психологической помощи
Социально-педагогическую поддержку обучающихся в учреждениях образования осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог.
В своей деятельности педагог социальный и педагог-психолог (далее – специалисты) руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», настоящей Инструкцией, иными актами законодательства. Принципы деятельности специалистов:
законность;
уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
доступность получения социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
добровольность получения социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и психологической помощи для всех обучающихся;
конфиденциальность;
научная обоснованность; профессионализм;
интеграция видов социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Социально-педагогическая поддержка обучающихся – мероприятия, направленные на оказание содействия обучающимся в предупреждении, разрешении, преодолении проблем социализации, их поведения и взаимодействия в социуме, формирование у них ценностных ориентаций и культуры здорового образа жизни, умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, создание условий для самореализации обучающихся. К видам социально-педагогической поддержки обучающихся относятся: социальнопедагогическое просвещение, социально-педагогическая профилактика, социальнопедагогическое консультирование, социально-педагогическая коррекция. Социально-педагогическая диагностика может являться составной частью любого вида социально-педагогической поддержки обучающихся.
Оказание психологической помощи обучающимся регулируется Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
Задачами деятельности педагога социального являются:
информирование участников образовательного процесса о возможностях получения социально-педагогической поддержки;
выявление проблем социализации обучающихся, уточнение их особенностей;
своевременное предупреждение во взаимодействии с субъектами образовательных отношений возможных нарушений социализации обучающихся, их поведения и взаимодействия в социуме;
содействие в создании оптимальной социальной ситуации развития обучающихся, целенаправленному формированию у них системы социальных норм, ценностей, навыков и моделей поведения, необходимых для успешной социализации, взаимодействия в социуме и стремления к самореализации;
коррекция особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к проблемам социализации и взаимодействия в социуме;
повышение уровня правовой культуры участников образовательного процесса и культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Задачами деятельности педагога-психолога являются:
информирование участников образовательного процесса о возможностях получения психологической помощи;
выявление психологических проблем у обучающихся, уточнение их особенностей; своевременное предупреждение во взаимодействии с субъектами образовательных отношений возможных нарушений в развитии личности обучающихся, их поведении и взаимодействии в социуме;
содействие в сохранении и укреплении психического здоровья обучающихся, оптимизации их психического развития, создание условий для развития ресурсных возможностей их личности, необходимых для самопознания, самосовершенствования и стремления к самореализации;
коррекция особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам; повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса.



